Будет ли ответ?

Религиозно-историческая драма Мартина Скорсезе «Молчание»

Новую работу выдающегося мастера Мартина Скорсезе зрители и кинокритики ждали с нетерпением  долгое время.   Экранизация романа японского классика Сюсаку Эндо готовилась более 20 лет, и наконец, «Молчание» в широком прокате.

В основу сюжета романа легли реальные события в Японии XVII века. Времена страшных насильственных мер над христианами в Японии. Двое португальских священников отправляются в Японию на поиски своего учителя — падре Феррейра — дабы опровергнуть весть о том, что он отрекся от их веры. Однако путь оказывается нелегок.

Будучи католиком, Скорсезе оказался под впечатлением от произведения и знал, что однажды экранизирует роман. Режиссер задавался теми же вопросами, что и автор «Молчания», не находя себе покоя и ответов. Сам Скорсезе признался, что роман открыл ему глаза на многие аспекты христианства.

«Молчание» сильно отличается от всех предыдущих работ Скорсезе (даже не смотря на то, что на религиозную тему был снят фильм «Последнее искушение Христа» в 1988 году).

Начальные титры сопровождаются тишиной и молчанием, которые будут являться лейтмотивом на протяжении двух часов сорока минут. В данной работе Скорсезе сосредоточился на звуках природы — никакой музыки — только шепот главных героев, шум воды, разбивающейся о скалы, и шелест листьев. Съемки проходили на Тайване, чей ландшафт, климат и пейзаж придавали большей глубины картине.

Прибыв на место, священники Гарупе (Адам Драйвер) и Родригес (Эндрю Гарфилд) тут же осознают свою цель — стать пастырями для христиан в маленькой деревне. Для жителей, которые вынуждены прятаться, жить подобно скоту, прогибаться и бояться. Бояться того, что в один день все они окажутся в соломенном ковре на костре за иную веру. Однако у людей есть выбор — отрекись от веры и обрети свободу. Плюнь на крест, наступи на икону — живи. У людей нет надежды, они тверды в своей вере и никогда не отрекутся от нее, а значит, настанет черед, когда придут за ними.

Со временем инквизитор Иноуэ (Ёсукэ Кубодзука), отвечающий за насильственные пытки над христианами в Японии, осознает, что его действия не уменьшают, а только усиливают веру в людях. Главным героем картины является падре Себастьян Родригес, которого стараются убедить в том, что христианству не место на этой земле. Как ни пытались доказать падре это, Родригес остается верен себе и не сдается.

Начинается ломание Родригеса как священника. Падре сажают в тюрьму вместе с верующими христианами, которые ждут своего часа. На его глазах убивают людей, за которых он так молился. В то же время Родригеса часто отводят к инквизитору, кормят 3 раза в день — всем этим показывая, что может он получить взамен на отречение своей веры.

Оказавшись на грани, падре Родригес задается множеством вопросов, но главный мучавший его вопрос — почему же Бог молчит? Где он, когда так нужен? Почему люди должны страдать?

Примечательно, что на постере фильма изображен Лиам Нисон. Он проводит незначительную, но очень важную часть времени в киноленте. Ближе к концу фильма Родригесу все же дают возможность увидеться с падре Феррейра (Лиам Нисон), который все-таки перешел в другую веру и даже женился на японке. Такая долгожданная встреча с концами запутывает, разочаровывает и подталкивает Родригеса к отчаянному поступку.

По словам Скорсезе, Себастьян Родригес — «лучший и ярчайший пример католической веры».

Удивительно, как талантливый Эндрю Гарфилд в последнее время переходит из одного достойного проекта в другой; о роли Человека-паука (однако ж и она была хороша) едва ли уже стоит вспоминать — Гарфилд весьма убедителен в роли священника Родригеса.

«Эндрю не только в подходящем возрасте, но и обладает невероятным талантом, который помог ему в работе над ролью», — отзывается о нем режиссер.

«Молчание» Скорсезе определенно станет одной из значимых работ режиссера, которая будет иметь разные точки зрения и подвергнется глубоким обсуждениям.

Фильм «Молчание» в российском прокате с 26 января.

 Текст: Магакян Мария