«Русские грузины» на большом экране. Леонид Парфенов представил свой новый документальный фильм

Презентация первого фильма документальной дилогии журналиста Леонида Парфенова прошла в Центре документального кино.

20 февраля выходит новый фильм Леонида Парфенова «Русские грузины» — об исторической роли грузин в российской, а позже советской истории, её политике и культуре. «Русские грузины» продолжают «национальную» сагу Леонида Парфенова, начавшуюся с трилогии «Русские евреи». По словам Леонида, здесь его интересуют не «грузинские грузины», а обрусевшие — русская карьера Багратиона, Сталина, Берии, Орджоникидзе, Пиросмани.

Первый фильм проекта завершается 1939 годом — пиком могущества предвоенной советской империи. Режиссером-постановщиком картины стал Сергей Нурмамед. Фильм создан студией «Намедни» при поддержке предпринимателя Паата Гамгонеишвили и Центра Документального Кино. Выход второй части «Русских грузин» запланирован на следующий год, в ней повествование начнется уже с 1939 года.

Сталин — в центре повествования половину фильма. Начинается все с цитаты его сына Василия в письме сестре Светлане: «А знаешь, наш отец раньше был грузином». Потом зрителей переносят в грузинские места Москвы: храм Великомученика Георгия Победоносца, монумент «Дружба навеки» на Тишинке.

Вы знаете, я ведь смотрю на Сталина с точки зрения его обрусения. Что в детстве он не знал русского языка, а потом выучил его настолько, что давал уроки другим грузинам. Использовал русскую историю, как ему было удобно. У нас иной просто взгляд на этих деятелей. И Багратион мне ценен тем, что впервые в мировой истории армия воюет, идя по льду. А то, что эту армию возглавляет грузин, даже никому в голову не приходит. Просто климатически кажется, что это невозможно. Но в этой войне он был русским генералом, а не грузинским князем.

Кадр из фильма «Русские грузины» Пресс-служб ЦДК

Фильм перенасыщен фактами. Хочется поделить двухчасовую программу на серии. В картине много необычных анимационных решений. Например, «ожившие» Грибоедов, Пушкин и Лермонтов, которых, как известно, с Грузией многое связывало. Интересно интегрированы отрывки из кино и актерские зарисовки. Много внимания на премьере было приковано к певице Миранде Мирианашвили — она сыграла в фильме царицу Мариам.

Эта история ценна для русских и выходцев из СССР. И для меня есть еще одна важная задача — как с евреями, так и с грузинами: зафиксировать, то, что только последнее советское поколение застало — этот феномен «обрусения». Глобальный мир теперь открыт для всех народов. Раньше приходилось строить карьеру «через империю», потому что, если ты остался в Грузии, ты — только грузинский деятель. Теперь, когда грузин возглавляет модный дом Balenciaga, для этого ему не была нужна Москва в виде трамплина. А великому Джорджу Баланчину (Баланчивадзе) для того, чтобы потом оказаться американским хореографом, требовалось хореографическое училище Мариинского театра, потом «Русские сезоны» с Дягилевым. Но этого больше нет и не будет. Грузинам сегодня не нужно обрусевать, чтобы выходить в большую жизнь.

Фото в заголовке: пресс-служба